Архитектор С.Литвин
Фото В.Нефедова Схема взаимодействия звуковой волны с ограждением:
1 — отраженная;
2 — поглощенная;
3 — прошедшая Выбор материалов для «акустической обработки» помещений широк, поэтому без консультации специалиста не обойтись SAINT-GOBAIN ISOVER Наиболее распространенные звукопоглощающие материалы — это «легкие» утеплители Звукопоглощающие потолки Ecophon (ISOVER). Они сменили ранее выпускавшиеся этим предприятием потолки Akusto «Стеклохолст» с битумным покрытием «Шуманет-100» Минераловатные звукопоглощающие плиты «Шуманет-БМ» Hayo Heye/Picture Press Hayo Heye/Picture Press Легкие плиты утеплителя- звукопоглотителя, ткань нескольких цветов, двухсторонний скотч, немного фантазии… Перед нами не отражающая звуков стена. Не стена — шедевр! Потолки Ecophon, производимые в Швеции, — это не только высокое звукопоглощение, но и широкие дизайнерские возможности Прокладочные иглопробивные маты «Вибросил-Е» Плиты гипсовые перфорированные звукопоглощающие — ППГЗ Панели SaundLux с металлической перфорированной поверхностью, под которой прячутся плиты «Шуманет-БМ» В пазогребневых панелях ЗИПС чередуются твердые (гипсокартон) и мягкие («Шуманет») слои, что и обеспечивает им высокие звукоизоляционные свойства Схема акустического натяжного потолка Clipso:
1 — прокладка «Вибросил-К» 6 мм;
2 — плита перекрытия;
3 — панель ЗИПС-7-4 70 мм;
4 — плита «Шуманет-БМ»;
5 — защитный слой нетканого полотна «Лутрасил»;
6 — акустическое полотнище Clipso;
7 — багетный профиль для крепления полотнища Clipso;
8 — стена Схема «плавающего» пола, изолирующего ударный шум:
1 — плита перекрытия;
2 — «Шуманет-100»;
3 — бетонная стяжка;
4 — звуко-изолирующая прокладка;
5 — ламинат Криволинейные панели Ecophon помогут не только акустически «заглушить», но и замаскировать проходящие под потолком трубопроводы или вентиляционные короба и даже превратят созданную «конструкцию» в «изюминку» интерьера Стеновые звукопоглощающие панели Ecophon сочетают высокую степень звукопоглощения с высоким уровнем пожарной безопасности и светоотражения
Вы приобрели стереосистему или домашний кинотеатр. Привезли, установили и… Как бы это повежливее? Не получили обещанного «кайфа». Звук какой-то невнятный, и хорошо знакомая фонограмма звучит совсем не так, как надо. Плюс разные посторонние шумы (в том числе исходящие из соседних квартир) и механическое «дребезжание». И в довершение ко всему сосед начал барабанить в стену, требуя «прекратить это издевательство». Но почему же так получилось? Давайте попробуем разобраться.
Часть I. ЗВУК. Почему же так получилось?
Contents
Начнем, как говорится, «от печки». Точнее, с природы звука, законов его распространения и некоторых особенностей его восприятия человеческим ухом.
Звук в широком смысле- колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или твердой среде. Ав узком смысле- явление, субъективно воспринимаемое специальным органом чувств человека и животных. Проще говоря, вы хлопнули в ладоши, ударили мячом об пол или сказали слово, то есть издали всего лишь один звук, и вот в помещении, где вы находитесь, родилась звуковая волна, обладающая энергией. Волна распространяется по помещению (падающая энергия), находит преграду (стену или перекрытие) и частично отражается от нее (отраженная энергия). Другая часть энергии волны рассеивается по преграде (рассеянная или поглощенная энергия), превращаясь в тепловую энергию. Аоставшаяся часть все-таки «прорывается» сквозь преграду и выходит с другой ее стороны (прошедшая энергия).
Оговоримся сразу: этот обзор мы условно разделили на 3 части. Впервой из них речь пойдет о восприятии человеческим ухом падающей и отраженной волны, а рассеянные и прошедшие волны будут оставлены соответственно для второй и третьей частей.
С помощью органов слуха человек воспринимает колебательные движения воздуха, различая их по частоте и силе. Принято считать, что мы слышим только звуковые волны с частотой от 16 до 20000Гц. Но и в этом диапазоне разные частоты воспринимаются человеческим ухом неравнозначно. Наиболее хорошо оно слышит так называемые средние частоты (от 500 до 2000Гц)- это разговор и бытовые шумы. Как более низкие (16-500Гц), так и более высокие (2000-20000Гц) воспринимаются несколько хуже. Звук с частотой 20000Гц способны слышать в основном младенцы. Всреднем возрасте максимальная воспринимаемая частота для большинства людей ограничена 17000-18000Гц, а к старости дело доходит и до 15000Гц. Для оценки звука принят показатель уровня его интенсивности L и особые единицы измерения децибелы (дБ). Порог слышимости человека соответствует звуковому давлению 0дБ (210-5Па). Для определения воздействия шума на слуховой аппарат человека разработаны специальная методика и шкала А, позволяющая оценивать шум различных спектров одной цифрой в единицахдБА.
Теперь о прямых и отраженных звуковых волнах. Врусском языке явление отражения звука принято называть эхом, в английском- реверберацией. Реверберация (позднелат. reverberatio- отражение от лат. reverbero- отбрасываю)- процесс постепенного затухания звука в закрытых помещениях после выключения его источника. Длительность такого затухания характеризуется временем реверберации, в течение которого интенсивность звука уменьшается в 106 раз, а его уровень- на 60дБ. Время реверберации тем больше, чем больше объем помещения и чем меньше поглощение звука на ограничивающих поверхностях. Этот показатель является едва ли не важнейшим фактором, определяющим акустические качества помещения. Именно время реверберации оказывает значительное влияние на слышимость речи и музыки в помещении, поскольку слушатели воспринимают прямой звук на фоне отраженного. Явление реверберации в быту заметно, например, в новой квартире, еще не заполненной мебелью. Вэтом случае вы слышите как прямой, так и отраженный от ограждающей конструкции звук, приходящий к вам с некоторым запаздыванием.
К чему все эти научные подробности? А к тому, что без них было бы трудно понять некоторые особенности восприятия звуков человеческим ухом.
Начнем с того, что в результате эволюции слух человека сделался таким, что наиболее комфортно воспринимает шумовую обстановку, характерную для леса, но не для полностью открытого (поле) или же полностью закрытого пространства (звукоизолированная комната). Людям генетически привычно постоянно находиться в среде, где присутствуют различные шумы малой интенсивности (в лесу абсолютной тишины не бывает), но в то же время отсутствуют громкие звуки (таких шумов, действующих постоянно, в природе просто нет, а есть лишь действующие непродолжительное время- гром, шум водопада, дождь, рев животных ит.д., да и те гасятся деревьями). Естественным для человеческого слуха является наличие сопровождающей все звуки реверберации (отраженный от деревьев сигнал) с запаздыванием в несколько десятых долей секунды. И этот отраженный сигнал как бы усиливает первичный звук и делает его «сочным». Одновременно меняется и тембровая окраска- поверхность деревьев по-разному отражает разные частоты. Вполе же отраженного звука практически нет (разве что от земли, да и тот гасится ее неровностями и травяным покровом). И человек, воспринимая только прямой сигнал, теряет ощущение комфортности- звук становится «сухим».
Какое время запаздывания отраженного сигнала ощущается как наиболее комфортное? Специалисты-акустики считают, что это около 0,02с (время запаздывания отраженного звука от преграды на расстоянии 3,5м). Сигнал с меньшим временем запаздывания (например, отраженный от преграды на расстоянии 1 м- запаздывание в этом случае составляет всего 0,006с) человеческим ухом просто не воспринимается («сухой» звук). Ну, а сигнал, запаздывающий более чем на 1,5с, наложившись на прямой звук, делает его неразборчивым- вроде бы все слышишь, а вот понять не можешь (вспомните типичную вокзальную ситуацию, когда даже при большом усилии не удается разобрать, что же все-таки объявил диктор).
Уровень шума в 20-30дБА считается практически безвредным для человека- это, можно сказать, естественный шумовой фон. Постоянный звук (его скорее следует считать шумом) в 35-50дБА человек в принципе воспринимает нормально (правда, здесь все индивидуально- кому-то звук в 50дБА уже сильно мешает). Для громких звуков допустимой границей является 80дБА. Шумы уровня 80-90дБА вызывают неприятные ощущения, уровня 120-130дБА- болевые, при 150дБ наступает необратимая потеря слуха, при 180дБ- смерть (для примера: со звуком 190дБ взрывается атомная бомба). Любой шум достаточной интенсивности при длительном воздействии на человека может привести к различной степени снижения слуховой активности (при высоких уровнях шума слух начинает ухудшаться уже через 1-2 года, при средних это обнаруживается несколько позже- через 10-15лет). Кроме того, шум оказывает вредное влияние на органы зрения и вестибулярный аппарат, снижает рефлекторную деятельность и даже вызывает заболевания нервной системы. Но и в абсолютной тишине (то есть без звуковых сигналов извне) никто из нас долго находиться не сможет. Например, человек, помещенный в специальную полностью звукоизолированную камеру, максимум через 10 минут начинает испытывать сильное беспокойство («Что-то случилось! Отсутствует привычная звуковая информация!»), а через 15 минут у него возникает звон в ушах (срабатывает защитная реакция организма на полную тишину), он может впасть в панику и даже получить сильнейший стресс. Шумовой фон в 25дБА для людей наиболее комфортен- они его практически не слышат, зато и «звенящая» тишина их не угнетает.
Таким образом, чтобы комфортно воспринимать речь и музыку, человек должен находиться в оговоренных благоприятных для него условиях- в помещении, где нет ни сильных длительных шумов, ни полной тишины, но при этом имеется небольшое (комфортное для слушателя) время запаздывания звука и, конечно, отсутствуют посторонние, поступающие извне шумы. Да, все именно так. Вот почему практически нет людей, которым бы не нравилось слушать органную, фортепьянную или симфоническую музыку в концертном зале, но ту же музыку, транслируемую по телевизору или воспроизводимую проигрывателем, любят далеко не все. Не хватает того самого отраженного и чуть запаздывающего звука. Да и посторонние шумы дома могут отвлекать. Но если смотреть концерт или воспроизводить его стереозапись в помещении, где, кроме звука из динамиков, появится отраженный сигнал со временем запаздывания, соответствующим концертному залу, музыка будет восприниматься точно так же, как в этом самом зале.
Однако сказанное относится только к записям старого образца, которые специалисты за отсутствие объемности звучания называют «плоскими». Современные методики позволяют придать звуку необходимую объемность. Он записывается в специально оборудованной студии, причем каждый инструмент отдельно. Из записи убираются все лишние шумы и хрипы. Затем инструменты накладываются друг на друга, поверх записывается голос певца. Но этим дело не ограничивается. Далее звукорежиссер создает звуковые спецэффекты и добавляет то, чего не было при записи в студии,- электронное эхо. Да, речь идет о той самой реверберации. И в результате на пластинке оказывается исправленный и уже «доведенный до ума» звук. Остается лишь воспроизвести его именно так, как он записан, и наслаждаться.
Когда возникают акустические проблемы?
После того как мы разобрались с понятиями и законами распространения звука, вернемся чуть назад- к вступлению к этому обзору. Честно говоря, нарисовав в начале материала столь печальную картину, мы, конечно же, несколько утрировали. Плачевный результат ожидает покупателя стереосистемы или домашнего кинотеатра далеко не во всех случаях. Например, многие из тех, кто, приобретя такую систему, устанавливает ее в «обычной» жилой комнате (чаще всего это гостиная), вполне могут сразу же получить вполне удовлетворительный результат. Удовлетворительным он может оказаться по двум причинам. Во-первых, имеющиеся в гостиной ковры, мебель (особенно мягкая) и прочие атрибуты домашнего уюта несколько «погасят» отраженный сигнал. Во-вторых, в гостиной, являющейся и комнатой для прослушивания звукозаписей, и домашним кинотеатром, как правило, устанавливается не слишком дорогостоящая аппаратура. Так что если из-за недочетов помещения некоторые нюансы звучания утратятся, это не будет особенно заметно.
Но этот вроде бы положительный результат еще совсем не означает, что проблем нет и они в ваших условиях никогда не возникнут. Очень может быть, что, как только вы увеличите громкость, проблемы тут же выявятся. Что же может произойти? Например, могут начать дребезжать стекла. Как оконные, так и в серванте (не говоря уж о находящейся в нем посуде). Окна большого размера способны сработать как мембрана и начать отражать и даже усиливать звук, на определенных частотах входя в резонанс с падающей волной. Поэтому с точки зрения акустического комфорта лучше, если в окнах установлен двухкамерный стеклопакет. И не с одинаковыми четырехмиллиметровыми, а с более толстыми стеклами- в данном случае чем их толщина больше, тем ниже звукопроницаемость конструкции и меньше вероятность того, что стекло начнет дребезжать. Например, неплохо использовать стеклопакет с формулой 6-4-5мм, а еще лучше- с формулой 4-6-8 (толщина стекол приведена от наружного к внутреннему). Араз уж мы заговорили о звукопроницаемости, то следует отметить, что этот показатель можно дополнительно понизить, применив так называемый «несимметричный» стеклопакет, в котором среднее стекло приближено к одному из крайних. Такой стеклопакет не просто обеспечивает надежную защиту от уличного шума, но и меньше резонирует. Вероятность резонанса снижают и путем применения окон, разделенных импостами (чтобы площадь отдельных использованных в них стеклопакетов была как можно меньше).
Неприятности могут исходить и от подоконника. Сточки зрения акустики пластиковый подоконник гораздо хуже изготовленного из ДСП, поскольку внутри пластикового есть полости. О конструкции окон и подоконников, естественно, надо задумываться еще до их непосредственной установки. Ачто же делать, если и то и другое уже есть и все вместе создает акустический дискомфорт? В некоторых (но, к сожалению, далеко не во всех) случаях способны помочь тяжелые бархатные шторы. Еще можно посоветовать установить массивные внутренние ставни, которые будут закрываться на время просмотра фильма или прослушивания музыки.
Кроме того, акустических неприятностей можно ожидать от полов, причем особенно существенных- от ламинированных и керамических. Эти покрытия имеют довольно твердую поверхность и потому отражают звук значительно сильнее деревянных (паркета, массивной доски). Средством спасения (правда, не всегда) может стать постеленный на пол ковер. И последнее- стены и перегородки. Особенно много неприятностей могут доставить легкие каркасные конструкции, обшитые одним слоем гипсокартона, с расположением стоек через каждые 60см. Такая перегородка способна начать вибрировать и даже резонировать, как большое стекло. Посоветовать тут можно следующее. Во-первых, слоев гипсокартона должно быть, как минимум, два, со смещением швов одного слоя относительно другого. Во-вторых, при сборке надо тщательно затягивать саморезы, прикрепляющие гипсокартон к каркасу (не забудьте это проконтролировать!). И, конечно же, внутреннее пространство каркасной перегородки обязательно должно быть заполнено эффективным звукопоглощающим материалом. Лучше, если конструкции будут опираться на плиты перекрытия, ригели, несущие балки, но ни в коем случае не на лаги или чистовые полы. Ну, а как бороться с вибрацией стекол серванта и посуды, думаем, понятно- лучше всего просто удалить сервант из «кинозала».
Гораздо чаще с нежелательными акустическими явлениями сталкиваются те «счастливцы», которые ценой, можно сказать, титанических усилий выделили под домашний кинотеатр отдельное помещение. И этим людям, пожалуй, вдвойне обидно. Еще бы! Оформил специальное помещение, приобрел дорогостоящую аппаратуру- и на тебе! Звук такой, что уже через несколько минут ничего не хочется ни слушать, ни смотреть, а тянет лишь поскорее покинуть комнату. Что создает звуковой дискомфорт? К причинам, перечисленным выше, стоит добавить еще две. Первая- количество отражений и их длительность существенно превышают рекомендованные значения, что создает так называемую «звуковую кашу». Вторая- плохая форма помещения. Например, в прямоугольных «пеналах» часто возникает «стоячая волна»- в некоторых местах звук усиливается, а в каких-то, наоборот, ослабевает. И все из-за того же- из-за наложения отраженного сигнала на первичный. Могут возникнуть и другие нежелательные звуковые эффекты. Например, явления «порхающего эха» (появляется между двумя параллельными стенами) и «звукового отскока» (отражения звука от двух или трех сходящихся в углу поверхностей).
Как с этим бороться? Первый способ борьбы- конструктивный. Например, для устранения «порхающего эха» можно с помощью гипсокартонных листов сделать стены «кинозала» не совсем параллельными (с отклонением на 3). Или создать в помещении множество выступов и углов, используя тот же гипсокартон или мебель. Еще помогает установка пилястр, размер которых зависит от размера зала (у специалистов имеются на этот счет особые рекомендации). И в том, и в другом, и в третьем случае будет происходить рассеивание звука- он начнет отражаться под углом, отличающимся от 90. Врезультате, как говорят профессионалы, увеличится диффузность звукового поля- вероятность того, что в каждой точке помещения и в каждом направлении уровень звука и его частота окажутся одинаковыми. То есть все точки внутри пространства станут «звукоравнозначными».
С точки зрения геометрии всегда лучше, если помещение соответствует формуле золотого сечения: отношение длины к ширине и высоте- 1/0,68/0,32. Кроме того, помещение не должно быть очень низким (менее 220 см). Если оно именно таково (например, это подвал), не стоит и пытаться создавать кинотеатр- низкие частоты все равно не будут гармоничными.
Второй способ, говоря профессиональным языком, заключается в «акустической обработке» помещения с использованием специальных акустических материалов. Они подразделяются на звукопоглощающие и звукоизоляционные, и на каждом из них имеет смысл остановиться подробнее.
Материал | Фирма | Страна | Толщина,мм | Размер,мм | Плотность, кг/м3 | Коэффициент теплопроводности, Вт/(мк) | Коэффициент звукопоглощения | Цена, $/м3 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
NOBASIL M | IZOMAT | Словакия | 40-220 | 500, 6001000 | 30, 35, 50, 75 | 0,034-0,036 | 125Гц- 0,2-0,35; 1000Гц- 0,7-0,75; 4000Гц- 0,35-04 | 40-85 в завис. от плотн. |
PAROC UNS | PAROC | Финляндия | 30-200 | 565-870920-1320 | 30 | 0,0335-0,0365 | Rw лп- от 40 до 70дБ в диапазоне частот от 50 до 3150Гц | 52,5 |
PAROC SSB | PAROC | Финляндия | 30-50 | 12001800 | 100 | 0,034 | Rw нп- 21-70дБ в диапазоне частот от 50 до 3150Гц | 229,4 |
URSA П 60* | «ФЛАЙДЕРЕР-ЧУДОВО» | Россия | 20-100 | 6001250 | 60 | 0,033 | 125Гц- 0,09; 500Гц- 0,53; 2000Гц- 0,95 | 92,7 |
URSA П 45* | «ФЛАЙДЕРЕР-ЧУДОВО» | Россия | 20-60 | 6001250 | 45 | 0,034 | 125Гц- 0,1; 500Гц- 0,64; 2000Гц- 0,97 | 74,1 |
ISOVER KT-11* | SAINT-GOBAIN ISOVER | Финляндия, Польша, Россия | 50 и 100 | 12007000, 14000 | 11 | 0,041 | Rw лп- от 40 до 59дБ | 26,4 |
ISOVER KL-E* | SAINT-GOBAIN ISOVER | Финляндия, Россия | 50 и 100 | 1220565 | 14 | 0,038 | Rw лп- от 40 до 59дБ | 30,4 |
ISOVER KL* | SAINT-GOBAIN ISOVER | Финляндия, Россия | 50 и 100 | 910610 | 16 | 0,036 | Rw лп- от 40 до 59дБ | 41,9 |
ISOVER FLO* | SAINT-GOBAIN ISOVER | Финляндия | 30, 40, 50 | 1200600 | 85 | 0,033 | Rw нп- 35-36дБ, Rw пд- 54-57дБ | 208,6 |
«ЛАЙТ БАТТС» | ROCKWOOL | Дания | 50-200 | 1000600 | 35 | 0,036 | 125Гц- 0,32; 1000Гц- 0,93; 4000Гц- 0,35-0,4 | 39,5 |
*- поверхность стекловолокнистых материалов не должна оставаться открытой. Rw- приведенный индекс звукоизоляции, зависящий от конструкции: Rw лп- для легких перегородок; Rw нп- для наливных бесшовных полов на монолитных перекрытиях; Rw пд- в конструкциях перекрытий по деревянным балкам |
Часть II. ЗВУКОПОГЛОЩЕНИЕ
Вот теперь настало время поговорить о поглощаемых преградой (стеной, потолком, полом) звуковых волнах, идущих от колонок кинотеатра. Если воспользоваться определением из Большой советской энциклопедии, то «Звукопоглощающая способность материалов обусловлена, прежде всего, их пористой структурой и наличием большого числа открытых, сообщающихся между собой пор. Общая пористость должна составлять не менее 75% по объему». Как известно, обычные строительные материалы обладают весьма незначительной пористостью, следовательно, об их звукопоглощающей способности говорить просто не приходится. Например, бетон, кирпич, керамика имеют коэффициент звукопоглощения около 0,05, дерево- 0,1-0,15. Отделочные материалы в плане звукопоглощения ненамного лучше- даже пробка имеет коэффициент поглощения звука всего 0,2, то есть не особенно отличается от дерева. Наконец, коэффициент звукопоглощения ворсовых ковров находится на уровне 0,2-0,25. Поэтому, если уж говорить о звукопоглощающих материалах и конструкциях, то только о специальных. Им-то и будет посвящена эта часть нашего обзора.
Большая удельная поверхность звукопоглощающих материалов, создаваемая стенками открытых пор, способствует активному преобразованию энергии звуковых колебаний в тепловую. Происходит это вследствие потерь на трение. Проще говоря, звуковая волна должна легко заходить в поры материала, вызывать колебание находящихся там молекул воздуха и за счет трения, возникающего как непосредственно между этими молекулами, так и между молекулами и материалом вокруг поры, гаснуть, переходя в тепло.
Эффективность поглощения звука оценивается коэффициентом звукопоглощения a, равным отношению количества поглощенной энергии к общему количеству падающей на материал энергии звуковых волн. Коэффициент a всегда больше 0, но меньше 1.
Звукопоглощающие материалы имеют волокнистое, зернистое или ячеистое строение и разделяются на группы по степени жесткости: мягкие, полужесткие, твердые.
Мягкие звукопоглощающие материалы изготавливаются на основе минеральной ваты или стекловолокна. Кним относятся маты или рулоны с объемной массой до 70 кг/м3 и коэффициентом звукопоглощения от 0,7 до 0,95. Вэту же группу входят такие издавна используемые звукопоглотители, как вата, войлок и т. д.
К полужестким материалам относятся минераловатные или стекловолокнистые плиты с объемной массой от 80 до 130кг/м3 и коэффициентом звукопоглощения порядка 0,5-0,75. Вэту же группу входят звукопоглощающие материалы, имеющие ячеистое строение,- пенополиуретан, пенополистирол ит.п.
Твердые материалы имеют объемную массу 300-400кг/м3 и коэффициент звукопоглощения порядка 0,5. Производятся на основе гранулированной или суспензированной минеральной ваты. Кэтой же группе относятся материалы, в состав которых входят пористые заполнители- вспученный перлит, вермикулит, пемза.
Естественно, в бытовых помещениях с точки зрения уменьшения потерь жилой площади выгоднее применять материалы, обладающие максимальным коэффициентом звукопоглощения, то есть мягкие. Именно они широко предлагаются современным рынком в качестве звукопоглотителей. Это изделия из стекловолокна фирм SAINT-GOBAIN ISOVER (Финляндия, Польша, Россия), «ФЛАЙДЕРЕР-ЧУДОВО» (торговая марка Ursa, Россия), а также минеральной ваты фирм ROCKWOOL (Дания), PAROC (Финляндия). Такие материалы широко используются для утепления строительных конструкций (подробнее об этом можно прочитать в статье «
Тепло вашего дома».). Кнесомненным достоинствам этих изделий, кроме высоких звукопоглощающих свойств, следует отнести легкость, гидрофобность, огнестойкость, паропроницаемость. Плесень и вредители в них просто не заводятся.
Аналогичны по свойствам, но предназначены уже не для универсального, а для специализированного применения минераловатные плиты на базальтовой основе «Шуманет-БМ» (фирма «АКУСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ»). Они могут применяться в качестве среднего слоя в конструкциях звукопоглощающих облицовок с защитным перфорированным экраном, легких перегородок из листов ГКЛ и ГВЛ или других звукоотражающих материалов, а также «плавающих» полов.
Недостаток у перечисленных материалов общий: они требуют дополнительного закрытия поверхности. Это можно сделать, например, с помощью гипсокартона, но тогда он будет отражать звук и желаемого эффекта звукопоглощения просто не получится. Так что лучше закрывать поверхность тканью или перфорированным экраном.
Указанного недостатка лишены специальные изделия и конструкции. Вхудшем случае они требуют только оклеивания обоями или окраски, в лучшем- готовы к эксплуатации сразу после монтажа. Помимо того что эти материалы огнестойки, экологичны и гигиеничны, они еще и красивы. Ких числу следует отнести:
Изготавливаемые из стекловолокна звукопоглощающие потолки и панели Ecophon, выпускаемые концерном SAINT GOBAIN на двух предприятиях: ECOPHON в Швеции и ISOVER в Финляндии (здесь марка Ecophon сменила ранее выпускавшуюся предприятием марку Akusto). Думаем, долго рассказывать о свойствах этих изделий нет необходимости- они поставляются на наш рынок уже довольно давно. Скажем только, что материалы финского производства как были, так и остались «чуть попроще». Зато и цены на них пониже. Лицевая поверхность покрыта стекловойлоком. Ассортимент изделий шведского производства очень широк: здесь можно найти как прямые потолки с различными видами кромок (в том числе позволяющими сделать подвесную систему полностью невидимой), так и криволинейные, плюс освещаемые кессоны. Впрочем, о дизайнерских возможностях пусть лучше рассказывают фотографии. Лицевая поверхность снабжена специальным покрытием Akutex T, абсолютно не препятствующим проникновению звуковых волн внутрь панели да еще обладающим высоким коэффициентом отражения и рассеивания света.
Плиты перфорированные гипсовые звукопоглощаюшие- ППГЗ, выпускаемые фирмой «КНАУФ» (Россия). Внешний вид у них, конечно, попроще, чем у изделий марки Ecophon, зато и цена гораздо доступнее.
Акустические натяжные потолки Clipso, выпускаемые одноименной фирмой. Полотно потолка- полиэстр с полиуретановым покрытием. Далее прячется слой минерального звукопоглотителя «Шуманет-БМ», закрепляемый на бетонном перекрытии. Звукопоглощающая способность у такого потолка несколько ниже, чем у изделий Ecophon, но зато на поверхности нет ни единого шва.
Панели SaundLux («АКУСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ») с металлической перфорированным корпусом, внутри которого уложены плиты «Шуманет». Основные достоинства- прекрасный внешний вид, «антивандальность» лицевой поверхности и возможность окраски в любой цвет по каталогу RAL без ухудшения акустических свойств.
Панели Mappysil (концерн MAPPY, Италия). Изготавливаются из вспененного полиамида (поролона). Тыльная сторона гладкая, наружная имеет пирамидальный, волнообразный или трапециевидный профиль, что увеличивает звукопоглощающие свойства панелей.
Напыляемые акустические покрытия Sonasprey (технология и аппаратура США). Это целый комплекс, состоящий из вторично используемых целлюлозных волокон, связующих, химических пропиток и специальных добавок. Покрытие напыляется с помощью специальной установки. Толщина слоя фактурной штукатурки «под шубу»- от 2 до 4 см. Очень экономичный материал. Особенно выгодно его применение на сложных геометрических поверхностях, то есть там, где другие звукопоглотители просто неприменимы.
Где разместить звукопоглотитель?
При установке современных стереосистем, в которых колонки располагаются впереди, по бокам и сзади (например, шестиканальные, 5 + 1, системы Dolby Surround), все помещение должно быть равномерно обработано звукопоглощающими материалами (чередуются звукопоглощающие и звукоотражающие поверхности). Но не стоит стремиться, по выражению специалистов, «полностью заглушить помещение» (то есть полностью закрыть стены звукопоглощающими панелями)- в таком помещении не удастся достичь акустического комфорта. Например, в отсутствие включенной фонограммы тишина здесь будет просто «звенящей», а к такой тишине, как мы уже выяснили, человек просто не привык.
Часть III. ШУМ
Наверняка внимательный читатель уже заметил, что одно и то же звуковое явление мы называем по-разному: то звуком, то шумом. Авсе дело в том, что грань между двумя этими понятиями весьма условная. Для каждого из нас звук- это то, что несет полезную в данный момент информацию (если, конечно, сила этого звука не превышает допустимого предела). Ашум- это то, что в данный момент полезной информации не несет. Непонятно? Объясним проще. Вы смотрите фильм в домашнем кинотеатре с уровнем звука 70дБА и наслаждаетесь. То, что слушаете вы,- это звук. Ав это время в соседней комнате ваша теща пытается читать книгу (ну не нравится ей фильм, который вы смотрите). Так вот, для нее то, что доносится сквозь стену,- это шум. Аесли в другой комнате находится ваш ребенок с ангиной и высокой температурой? Понятно, что близких надо жалеть (соседей мы даже не упоминаем). И, значит, нам с вами самое время поговорить о звуковых волнах, все-таки прошедших сквозь преграду (стену, потолок, пол) из помещения домашнего кинотеатра, а заодно о звуках, проникающих в него извне. То есть о шумах и шумоизоляции, точнее, звукоизоляции.
Звукоизоляция
Различают шумы воздушный, генерируемый непосредственно в воздух каким-либо источником (разговор, воспроизводящие устройства), и ударный, возникающий при механическом воздействии на строительные конструкции (прежде всего, на перекрытия), по которым ходят, бегают или (не дай Бог!) прыгают. Если шум ремонта, который идет на двенадцатом этаже, слышен на втором, это так называемый «структурный» шум, который распространяется по элементам конструкции здания. Почему надо говорить обо всех трех видах шума и соответствующей им шумоизоляции? Если вы смотрите фильм с «приличным» уровнем громкости, может быть, вы и не услышите, как в соседней комнате жена включила телевизор или радио,- звук кинотеатра просто заглушит этот шум (но не факт, что и жена, включив телевизор, звук из кинотеатра слышать перестанет). Ну, а громкое топанье соседей или звуки дрели с верхнего этажа вы услышите обязательно.
Начать стоит с того, что звукоизолирующая способность- уже не характеристика отдельного материала (бетона, кирпича, стекла ит.д.), а свойство конструкции, выполненной из этого материала. Почему? Прежде всего, потому, что стоит в любой конструкции появиться маленькому отверстию или щели, как все усилия по звукоизоляции помещения пойдут насмарку- наружный шум в буквальном смысле наполнит комнату. То есть звукоизолирующие свойства конструкции в огромной степени зависят от качества ее изготовления. Но и от материала, из которого она изготовлена, тоже зависят. Например, из бетона звукоизолирующую конструкцию создать проще, чем, скажем, из ваты, несмотря на ее прекрасные звукопоглощающие свойства. Уватной стены просто мала масса. При чем здесь масса? Давайте разберемся.
Начнем с терминологии. Термины «звукопоглощение» и «звукоизоляция» на первый взгляд очень похожи. Но только на первый. Задача звукопоглощения- устранение шума в том помещении, в котором он появился. Проще говоря, это задача поглотить шум, не дать ему отразиться от преграды обратно в комнату, чтобы усилить и без того имеющийся. Задача же звукоизоляции- не позволить шуму пройти сквозь стену помещения. И делает она это в основном путем отражения. Следовательно, и материалы для решения этих столь различных задач тоже нужны разные. Ав создаваемой защитной конструкции, чтобы она была эффективной, должны присутствовать и те и другие.
Если построить небольшой «домик» из панелей Ecophon, встать посреди него и громко крикнуть, то собственного крика вы почти не услышите- звук поглотится панелями. Авот человек, стоящий рядом с «домиком», крик услышит- пусть ослабленный панелями, но звук выберется наружу. Но если построить такой же домик из бетона, то картина получится прямо обратная- человек, стоящий снаружи, ваш голос не услышит, а у вас вполне может заложить уши из-за усиления звука вследствие его отражения от стен. Причина как раз в том, что звукоизолирующая способность строительной конструкции определяется, прежде всего, ее массой- чем массивнее стена, тем сложнее звуковым колебаниям ее раскачать. И старые здания с тяжелыми стенами и перекрытиями являются прекрасным тому подтверждением- звукоизоляция в таких домах просто исключительная.
Казалось бы, все ясно: надо делать стены как можно более толстыми. Вот только выполнить это невозможно, да и нецелесообразно. Невозможно, потому что катастрофически вырастут вес конструкции, нагрузка на фундамент и стоимость строительства. Нецелесообразно, потому что зависимость звукоизоляционной способности стены от ее толщины подчиняется логарифмическому закону: увеличение толщины в 2 раза вызывает реальное увеличение звукоизоляционных свойств всего на 5-6дБ. Это, конечно, достаточно заметная величина, но… Как говорится, не стоит овчинка выделки. Да и соседей вы слышать не перестанете (если они вам мешают, значит, вы слышите шум, превышающий фоновый, как минимум, на 10-15дБ). Выход один- создавать или приобретать готовые звукоизолирующие конструкции.
О создании звукоизолирующих конструкций и материалах, необходимых для этого, наш журнал уже писал подробно и неоднократно (например, в статьях «
Гипс+картон=ремонт проведен», «
Секреты тихого дома»,»
Роман с гипсокартоном»). Это могут быть фальшстены из гипсокартона как с чисто воздушным зазором между капитальной конструкцией и фальшпанелью, так и с зазором, частично заполненным волокнистым звукопоглотителем. Такие стены снижают уровень шума- и уходящего за пределы вашей квартиры, и попадающего в нее от соседей- на 4-6дБ и, следовательно, не очень эффективны, а вот площади «съедают» довольно много. Намного более эффективным оказывается применение многослойных панелей, в которых чередуются «жесткие» (гипсокартон, гипсоволокно) и «мягкие» (звукопоглотитель) слои. Механизм действия у них простой: звук отражается от «твердых» слоев и тонет в «мягких». Такая панель при меньших потерях площади позволяет отыграть у шума уже не 6, а 10-13дБ. Вкачестве примера приведем пазогребневые панели ЗИПС («АКУСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ»), количество твердых и мягких слоев в которых может быть равным как двум, так и четырем. Кроме того, панель монтируется к стене (без дополнительного каркаса!) через так называемые виброизолирующие узлы крепления (8 узлов на каждой панели), что усиливает ее звукоизолирующую способность.
Теперь об ударных шумах. Самый дешевый (но не самый эффективный) способ избежать ударного шума, который будет рождаться в вашей квартире, а слышаться в соседней,- положить на пол ковер. Если говорить о конструктивных мерах, то, чтобы обеспечить отсутствие проблемы ударного шума, толщина железобетонного перекрытия должна составлять около 1м. Понятно, что создать перекрытие такой толщины просто нереально. И здесь спасет многослойная конструкция, состоящая из самого перекрытия, звукопоглощающей прокладки и бетонной стяжки весом 80-120кг/м2. Именно такая слоеная конструкция была реализована в ставших уже притчей пятиэтажных домах-хрущобах. Правда, стяжка там была «пожиже», а в качестве прокладки использовалась толстая плита ДВП.
Сейчас в продаже есть специальные «прокладочные» материалы. Например, «стеклохолст» «Шуманет-100» с односторонним битумным покрытием или плиты «Шумостоп-С2» из штапельного стекловолокна. Так, «Шуманет-100» толщиной всего 3мм, уложенный под стяжку толщиной 60мм, снижает уровень ударного шума на 23дБ, а при толщине 5мм («Шуманет-100С»)- на 27дБ. «Шумостоп-С2» толщиной 20мм снизит ударный шум на целых 42дБ. Такой пол нужно сделать «плавающим»- слой стяжки не должен прикасаться к стенам во избежание образования «мостиков», по которым звук от стены сможет передаться полу. Для этого «прокладку» необходимо завести на стены по всему периметру помещения (обязательно проследите за этим при монтаже!). Кроме того, под чистовой пол можно подложить пробковые листы (пробка применима именно для изоляции ударного шума, но не воздушного) или любой другой упругий прокладочный материал, что позволит еще более усилить защиту от ударного шума.
Но помните, что такая конструкция «плавающего» пола защищает только от ударного шума, а вот от воздушного шума, который будет проникать к вам с нижнего этажа, спасает плохо. И значит, может еще понадобиться укладка слоя звукопоглощающего материала толщиной не менее 50мм и устройство бетонной стяжки поверх него. Тогда у воздушного шума удастся отыграть децибел 8, но уровень пола поднимется значительно.
У себя в квартире, вы, конечно, такую многослойную конструкцию вполне можете создать, а вот как быть с соседом сверху? Он ведь не обязан реконструировать свое жилище и устраивать «плавающий» пол, и в результате вы будете слышать каждый его шаг по квартире. Помочь способен звукоизолирующий подвесной потолок- тот же Ecophon, вот только между ним и железобетонной плитой придется уложить слой эффективного звукопоглотителя. Внекоторых случаях допустимо применение тех же панелей ЗИПС. Правда, уровень ударного шума снизится всего децибел на 10- звукоизоляционная конструкция с вашей стороны в этом плане менее эффективна, чем «плавающий» пол со стороны соседа. Зато от воздушного шума это защищает прекрасно.
Бороться со структурным шумом, создаваемым лифтами, насосами, электродвигателями, вентиляторами и прочими подобными приборами, еще сложнее. Можно, конечно, попробовать те же приемы, что и для борьбы с воздушным ударным шумом, но гарантии успешности этих мер нет. Эффективные средства борьбы со структурным шумом- грамотный монтаж самого шумящего оборудования, использование упругих прокладок и грамотная планировка. Например, спальню стоит расположить как можно дальше от лифтовой шахты. Или собрать все оборудование в отдельном звукоизолированном помещении, расположенном как можно дальше от жилой зоны (естественно, если речь идет о собственном доме).
Двери
Пожалуй, последнее, что еще необходимо обсудить,- звукоизоляционные свойства дверей. Начнем с того, что современные стеклянные, пластиковые и полые двери, собираемые из двух ламинированных панелей, звук практически не задерживают. Полым дверям не помогают даже сотовые панели из фиброкартона, уложенные внутри них в качестве звукопоглотителя. Приличными звукоизолирующими и звукопоглощающими свойствами обладают разве что массивные двери (тут как со стенами: чем массивнее дверь, тем лучше она отражает звук). Еще лучше- специальные шумоизоляционные модели.
Существенно улучшить звукоизоляцию могут пороги и уплотнения по периметру двери. Аеще в большей степени ее улучшит установка двух дверей друг за другом. И чем больше будет расстояние между ними, тем лучше. Очень хорошо покрыть стены в промежутке между дверями звукопоглощающими материалами.
Ну, а что делать, если что-либо изменить в установке существующей двери невозможно? В этом случае необходимо звукоизолировать стену напротив двери. И тогда в помещении, расположенном за этой стеной, станет значительно тише.
Эпилог
Вот, пожалуй, и все, что мы собирались рассказать о звуке, шуме и проблемах звукоизоляции. От всей души надеемся, что эта статья будет полезна не только для тех, кто решил организовать домашний кинотеатр, но и для тех, кто об этом пока даже не задумывался, но у кого есть нерешенные проблемы, касающиеся звукоизоляции. Опасаемся мы только одного. Мы постарались рассказать об акустических проблемах простым и доступным языком. Но это не значит, что и решить их вы сможете так же легко и просто. Да еще самостоятельно, используя, например, практические советы, которые прозвучали в этом обзоре. Все может оказаться гораздо сложнее, чем вам кажется, а те действия, которые вы предпримете, могут быть абсолютно бесполезными. Поэтому позволим себе дать вам последний совет. Вызовите сразу специалиста-акустика (фирм, оказывающих такие услуги, уже довольно много). Стоит такой вызов, конечно, не особенно дешево- 1000руб. Но зато вы сразу получите грамотную консультацию, как и что необходимо сделать и в какие средства это может вылиться. Неграмотные самостоятельные действия способны потребовать значительно больших затрат.
Технические и акустические характеристики звукопоглощающих материалов
Марка | Основа | Покрытие | Количество стандартных цветов | Размер,мм | Вес | Коэффициент звукопоглощения | Цена, /м2 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Плиты «Шуманет-БМ» | Минеральная вата | — | 1 | 100060050 | 35 кг/м3 | 0,9 | 3,5 |
Прокладочные иглопробивные маты «Вибросил-Е» | Стекловолокно | — | Белый | Рулон шириной 920 | Поверхностная плотность 780 кг/м2 | Снижение ударного шума не менее чем на 27дБ | От 3 |
Потолки Isover-Ecophon | Стекловолокно | Стекловойлок | 4 | 600600 и 6001200, толщина 15, 20 и 30 | 1,3-1,9 кг/м2 | 0,85-0,9 | 7-11 |
Потолки Ecophon | Стекловолокно | Стекловолокно | 7 | 600600/1200/1600/1800/2000/2400, 12001200, толщина 15, 20 и 40 | 1,3-2,5 кг/м2 | 0,9-0,95 | 11-39 |
Панели Ecophon | Стекловолокно | Специальное Akutex T, сетка из стекловолокна, ударопрочная сетка | 7 | 2700600/1200, толщина 40 | 5 кг/м2 | 0,9-0,95 | 27,7-66,7 |
Плиты ППГЗ | Гипс | — | Белый | 59559510 | 7-8 кг/м2 | 0,62-0,87 | 6 |
Акустические натяжные потолки Clipso | Полиэстр | Полиуретановое | Белый | Ширина 5100 | 240 г/м2 | 0,68 (с «Шуманет-БМ) | 50 (под ключ) |
Панели SaundLux | Стекловолокно | Перфорированная сталь | Любой по каталогу RAL | 250036040 | 10 кг/м2 | 0,9 | 40 (без системы крепления) |
Панели Mappysil | Вспененный полиамид | — | Графит | 10001000/2000 | 30 кг/м3 | 0,55 | От 7 |
Напыляемое покрытие Sonasprey | Целлюлозное волокно | — | 6 | Толщина 15-40 | — | До 1 | От 12 (под ключ) |
Редакция благодарит фирмы «АКУСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ», «СКАНДИНАВСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ», ROCKWOOL, SAINT-GOBAIN ISOVER, PAROC, «ФЛАЙДЕРЕР-ЧУДОВО», IZOMAT за помощь в подготовке материала.
- Источник: Журнал «Идеи вашего дома»№70