Крупный бизнес выступил с критикой проекта ФАС об иностранных инвестициях

Крупный бизнес выступил с критикой проекта ФАС об иностранных инвестициях

Сюжет Эксклюзивы РБК Идея ФАС усилить контроль за инвестициями иностранцев может привести к признанию практически любой крупной компании стратегической, опасается РСПП. В службе считают меры в целом оправданными, но обещают доработать проект

Крупный бизнес выступил с критикой проекта ФАС об иностранных инвестициях

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) подготовил замечания и предложения к разработанному Федеральной антимонопольной службой (ФАС) законопроекту, ужесточающему критерии для иностранных инвестиций в российские стратегические компании и увеличивающему спектр сделок, требующих согласования в профильной правительственной комиссии. Отдельные положения предлагаемых поправок «вызывают серьезные опасения у бизнес-сообщества», поэтому текущая редакция законопроекта не может быть поддержана, говорится в письме главы РСПП Александра Шохина на имя главы ФАС Максима Шаскольского (есть у РБК, его подлинность подтвердили в союзе). Однако в целом бизнес «поддерживает необходимость государственного контроля за иностранными инвестициями для обеспечения безопасности государства и общества», следует из отзыва.

В частности, РСПП критикует предлагаемое поправками определение хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для страны, как «недопустимо широкое». Это «создает риски отнесения к данной категории фактически любой крупной российской компании», в том числе тех, которые стратегические виды деятельности не осуществляют, а только «могут их осуществлять в будущем» в связи с наличием необходимых ресурсов, указано в письме. Поскольку критериев выявления таких «потенциальных участников стратегической деятельности» нет, это «означает практически для любого крупного российского предприятия серьезные риски признания ничтожными сделок», не прошедших процедуру согласования в правительстве, указывает РСПП.

Некоторые положения поправок могут затронуть портфельные инвестиции иностранцев в публичные российские группы компаний, в чей состав входят стратегические предприятия, а также привести к сокращению инвестиционной активности «ввиду дополнительных затрат и потенциальных рисков для приобретателей», следует из письма.

Разработанный ФАС законопроект оформлен как поправки в закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и другие акты. Инициатива была представлена на обсуждение в феврале 2025 года. Разработку поправок служба аргументировала необходимостью предупреждения рисков, возникающих при осуществлении иностранных инвестиций в стратегические компании. Документ также предусматривает совершенствование правового регулирования в указанной сфере и улучшение инвестиционного климата, прокомментировали РБК в пресс-службе ФАС.

Служба собрала мнения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также профильных общественных объединений, в том числе РСПП, сообщили в пресс-службе ФАС и уточнили, что в связи с поступившими предложениями ведомство занимается доработкой положений законопроекта.

РБК направил запросы в пресс-службы Минпромторга, Минэнерго, а также в профильные бизнес-ассоциации, подпадающие под действие поправок. В пресс-службе Минприроды РБК сообщили, что проект закона поступил в министерство, ведомство его рассмотрит и направит позицию в ФАС. Минприроды понимает целесообразность усиления в текущих условиях контроля за иностранными инвестициями, подчеркнули там.

Что предлагает ФАС и что не устраивает бизнес

  • Расширить сферу применения закона о согласовании иностранных инвестиций на находящееся в федеральной или муниципальной собственности «имущество, предназначенное для осуществления видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
  • По мнению РСПП, это оценочное понятие, которое может затруднить квалификацию сделок приватизации или передачу такого имущества в пользование. Одно и то же имущество (например, буровая установка) может применяться и в стратегических отраслях, и при осуществлении обычных видов деятельности, привели пример эксперты РСПП.

  • Расширить стратегические виды деятельности в сфере недропользования. Сейчас к ним относятся геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения. ФАС предлагает включить в список также месторождения регионального и межрегионального значения — с запасами от 50 млн до 70 млн т нефти, от 30 млрд до 50 млрд куб. м газа, от 30 до 50 т золота, от 300 тыс. до 500 тыс. т меди. А также участки с проявлениями, по данным госкадастра, урана, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, алмазов, лития и платиноидов. Сейчас иностранные инвестиции в компании, пользующиеся такими участками, могут быть вынесены на согласование правкомиссии по представлению уполномоченного органа.
  • РСПП предлагает исключить из перечня положение, что компания может быть признана стратегической, если на участке недр, которым она пользуется, по данным госкадастра, есть проявления редких металлов, алмазов и так далее. Сам факт попадания участка в кадастр не дает права на добычу — для этого нужно официальное подтверждение запасов и постановка их на госбаланс после прохождения экспертизы, обращают внимание в РСПП. Поэтому упоминание только проявлений полезных ископаемых не должно автоматически влечь признание такой деятельности стратегической, считают в союзе.

  • Признавать стратегическими предприятия, пользующиеся участками недр, содержащими подземные воды для питьевого, хозяйственного и технического снабжения объемом более 500 куб. м в сутки.

  • Норма о добыче подземных вод затронет более 500 крупных и средних промышленных предприятий, добывающих воду из скважин для охлаждения оборудования, газоочистки, осушения карьеров и шахт, химического производства, отмечают в РСПП. Общероссийское потребление воды для технологических целей составляет 24 млрд куб. м ежегодно, указано в письме, а в отдельных энергоемких обрабатывающих отраслях потребление воды может достигать 150 куб. м на тонну продукции. Союз предлагает исключить из перечня видов стратегической деятельности использование компаниями воды для собственных нужд.

  • Расширить понятие рыболовства. Согласно законопроекту, оно будет включать не только вылов, но и переработку, транспортировку, хранение биоресурсов, производство рыбной продукции и аквакультуры.
  • Такое расширенное понятие охватывает логистику и переработку, включая компании, не имеющие отношения к вылову, указывает РСПП. В результате под действие закона подпадет любое предприятие, осуществляющее, например, рыбоконсервное или рыбокоптильное производство, любое транспортное или складское предприятие, которое перевозит или хранит рыбопродукцию, перечисляется в письме. Это создаст дополнительные административные барьеры для использования рыбы в пищевом производстве, а также сделает транспортировку уловов водных биоресурсов и их перевозку вглубь России менее привлекательными по сравнению с другим пищевым сырьем, опасаются в РСПП.

  • Появление у иностранных инвесторов обязанности уведомлять уполномоченный орган о наличии права прямо или косвенно распоряжаться 5% и более акций (долей) в стратегическом обществе. Косвенное владение определяется по ст. 105.2 Налогового кодекса и охватывает участие через цепочки собственников и соглашений.
  • На практике такой подсчет косвенного распоряжения без контрольной доли инвестора (более 50%) некорректен и не отражает реального влияния на компанию, считают в РСПП. Инвестор, по оценке союза, не всегда может знать о том, что он косвенно владеет стратегическим предприятием, если, например, он вложил портфельные инвестиции в публичную компанию, владеющую группой с присутствием стратегических компаний. Это может привести к неумышленному нарушению таким инвестором требований закона, предупреждают в РСПП. Кроме того, там указывают на некорректное применение этого положения НК, которое, наоборот, применяется для определения доли участия российского налогоплательщика в иностранной компании.

  • Ввести при согласовании сделок обязанность раскрывать сведения о выгодоприобретателях, бенефициарах и гражданстве продавцов долей в стратегических компаниях (ранее такая информация требовалась только от покупателя), а также учитывать совокупную долю иностранных инвесторов, включая косвенное владение.
  • В РСПП указывают, что получение таких сведений о продавцах долей будет существенно затягивать процесс сбора документов, а в отдельных случаях такие сведения вообще не могут быть предоставлены. В отношении учета совокупной доли иностранцев в РСПП отмечают, что у каждого потенциального приобретателя появится обязанность самостоятельно установить факт владения иностранными лицами акциями/долями стратегического общества и рассчитать количество принадлежащих им акций/долей, в том числе через косвенное владение. Такой подход будет сокращать инвестиционную активность ввиду дополнительных затрат и потенциальных рисков для приобретателей, считают в союзе.

  • Новые обязанности и санкции для иностранных инвесторов. Проект предусматривает, что в течение года после того, как закон вступит в силу, иностранный инвестор, который может распоряжаться от 5 до 50% голосующих акций стратегического общества, должен уведомить об этом правкомиссию. При владении более 50% инвестор должен либо подать ходатайство на согласование, либо снизить долю ниже контролирующего порога. Также он должен снизить долю при получении отказа комиссии в согласовании. Если требования не будут выполнены, предусмотрен судебный запрет на право голоса на собраниях акционеров (участников).
  • Последствия в виде сокращения доли иностранного инвестора при согласовании сделки, которую ранее не требовалось согласовывать, могут привести к неблагоприятным последствиям не только для самого инвестора, но и для деятельности компании, в которую он инвестировал, считают в РСПП.

    «Это полностью постфактум меняет для инвестора условия на рынке, из которых участники рынка исходили, инвестируя в тот или иной объект, а установленные сроки могут заставить продавать контролирующую долю с дисконтом стороннему лицу, что приведет к дополнительным расходам и инвестиционным потерям, а возможно, и к потере активов в случае лишения голосов по пакетам акций, по которым не получено согласование», — подчеркивается в письме. В условиях, когда сложилась практика обращения имущества в госсобственность по искам прокуратуры, «любые сделки могут оказаться токсичными из-за угрозы полной утраты инвестиций», резюмировали в РСПП.

    Читайте РБК в Telegram.

    Источник: www.rbc.ru

    Средний рейтинг
    0 из 5 звезд. 0 голосов.