Как подготовить крупнососудистую древесину к отделке? Ремесленники снова и снова выбирают красный дуб для своих лучших изделий, и мы поступили точно так же при изготовлении круглого обеденного стола. Эта древесина доступна, долговечна, легко обрабатывается и обладает привлекательным внешним видом. Однако дубовой крышке стола, на которую нанесены только морилка и пара слоев прозрачного лака, не хватает шелковистой гладкости, которую хочется ощущать, касаясь поверхности кончиками пальцев. Поры дуба могут казаться крошечными, однако за них может цепляться кончик ручки или карандаша, когда вы пишете на бумаге; в них могут скапливаться частицы грязи или пищи. Кроме того, мельчайшие неровности не позволяют получить ровный приятный блеск, которого легко достичь, имея по-настоящему гладкую поверхность.
Выровнять поверхность удастся с помощью нескольких слоев прозрачного покрытия, однако мы рекомендуем вначале заполнить поры. Это экономит расход лакокрасочного материала и позволяет получить гладкую как стекло поверхность при нанесении уже первого слоя лака. Разницу между дубом с незаполненными и заполненными порами можно увидеть на рисунке ниже. Чтобы достичь наибольшего эффекта и сделать процесс управляемым, используйте данную технику только на больших плоских и горизонтальных поверхностях. Описанные ниже приемы отделки вполне применимы и для других пород с крупными порами, таких как ясень, махагони и орех.
Если рассечь ствол дерева, можно увидеть, что древесина содержит бесчисленное множество полых трубок & 8212; сосудов, проводящих питательные вещества и воду. Когда на лесопилке бревно распиливают на доски, часть сосудов перерезается и на поверхности остаются открытые поры в форме отверстий и крошечных борозд. Шлифование не удаляет эти поры. Пленкообразующее покрытие может закрыть их, однако такой слой непрочен и со временем разрушается. Порозаполнитель же создает для покрытия ровную и прочную основу. Чтобы подготовить к отделке очередной проект, познакомьтесь с двумя способами заполнения пор.
Суспензия
Этот способ & 8212; выбор номер один благодаря невысокой стоимости и доступности используемых материалов. Все, что потребуется, & 8212; это наждачная бумага для сухой/влажной шлифовки зернистостью 320 единиц и смесь лака с маслом. Можно приобрести готовую масляно-лаковую смесь, состоящую из льняной олифы или тунгового масла, лаковой смолы и растворителя. Например, средство Minwax Antique Oil Finish, сохраняющее натуральный цвет древесины, и Watco Danish Oil, имеющее несколько оттенков.
К сожалению, этикетка не всегда позволяет точно сказать, покупаете ли вы масляно-лаковую смесь или политуру, предназначенную для нанесения тампоном, которая является ничем иным, как обычным лаком, разбавленным уайт-спиритом. Испытайте имеющееся у вас средство.
Вы также можете приготовить вашу собственную смесь. Для сохранения естественного цвета древесины смешайте одну часть уайт-спирита, одну часть лака или полиуретана и одну часть льняной олифы. Если одновременно с нанесением порозаполнителя вы намерены тонировать древесину, добавьте совместимый краситель или морилку.
Отшлифуйте дерево наждачной бумагой зернистостью до 180 единиц и нанесите тампоном или кистью слой маслянолаковой смеси. Сразу же приступайте к шлифовке поверхности водостойкой наждачной бумагой зернистостью 320 единиц, чтобы образующаяся при шлифовке пыль смешивалась с жидкостью, образуя кашицу. Не удаляйте излишек суспензии, а оставьте его на ночь. Еще раз отшлифуйте дерево абразивом зернистостью 320 единиц, но не добавляйте жидкость. На этом этапе масляно-лаковая смесь еще должна быть слегка влажной, а дальнейшее увеличение количества шлифовальной пыли в суспензии позволит дополнительно заполнить поры. На этот раз удалите излишек и дайте поверхности высохнуть.
Оцените результат, направив свет под небольшим углом к поверхности. Если вы по-прежнему видите царапины и точки, снова нанесите на поверхность масляно-лаковую смесь и повторите процесс шлифовки. Еще раз осмотрите поверхность. Когда поры будут заполнены настолько, что сравняются с окружающей их древесиной, просушите изделие в течение двух-трех дней.
Если нужно придать текстуре больший контраст, можно отшлифовать поверхностный слой древесины, оставив окрашенными заполненные поры. Если же вы хотите, чтобы изделие было тонировано равномерно, слегка отшлифуйте его наждачной бумагой зернистостью 320 единиц, стараясь не стереть окрашенный слой. Сравните образцы для оценки возможных результатов использования метода шлифовки с образованием суспензии. В завершение нанесите верхний слой пленкообразующего покрытия, такого как полиуретан, масляный или нитроцеллюлозный лак.
Можно использовать пасту
Коммерческие пастообразные порозаполнители, представляющие собой смесь растворителя и частиц кварца или похожего материала, несколько дороговаты, а работа с ними & 8212; довольно грязное занятие. Несмотря на это, многие опытные столяры предпочитают их за то, что они дают отличные результаты и требуют менее продолжительной шлифовки, чем метод с образованием шлифовальной суспензии. Существуют порозаполнители на водной и масляной основе; мы рекомендуем продукты на масляной основе & 8212; они проще в применении и годятся для большинства случаев. Вы можете приобрести порозаполнители в специализированных магазинах либо заказать по почте, воспользовавшись каталогами компаний, предлагающих товары для столяров.
Некоторые пасты готовы к использованию прямо из банки, тогда как другие требуют разбавления. Паста должна иметь такую же текучесть, как густые сливки. В случае если паста в банке оказалась более густой, отложите нужное количество в небольшую емкость и разбавьте уайт-спиритом.
Так же как и в способе шлифовки с суспензией, цвет порозаполнителя влияет на окончательный внешний вид древесины. Как правило, лучше пользоваться заполнителем подходящего цветового тона. Вы можете приобрести уже окрашенные пасты, однако, чтобы рационально распорядиться содержимым банки, купите лучше бесцветную пасту, отлейте необходимое количество в отдельную емкость и добавьте краситель. Это позволит получить именно тот оттенок, который вам нужен. Чтобы окрасить бесцветный порозаполнитель на масляной основе, действуйте, как показано на рисунке ниже.
Если хотите, чтобы поры не отличались по цвету от окружающей древесины, можно использовать ту же масляную морилку, которой планируете обработать все изделие. Вместо этого можно использовать любой краситель, совместимый с порозаполнителем. Для порозаполнителей на масляной основе подойдут художественные краски, японские краски, маслорастворимые красители или универсальные пигменты. Перечисленные красящие вещества можно приобрести в специализированных магазинах, художественных салонах или по каталогам.
Как и при использовании метода суспензии, вначале отшлифуйте поверхность наждачной бумагой зернистостью до 180 единиц. Если планируете тонировать древесину, процесс отделки должен начаться с нанесения слоя морилки выбранного тона. Когда морилка полностью высохнет, загрунтуйте поверхность тонким слоем очищенного шеллака или того средства, которое выбрали для окончательной отделки изделия. (Если нанесение морилки не входит в ваши планы, нанесите сразу тонкий слой грунта, после чего следуйте дальнейшим инструкциям.) Дайте шеллаку высохнуть, а затем отшлифуйте поверхность шкуркой зернистостью 320 единиц. Смысл этого этапа & 8212; тонировать не имеющие пор участки древесины и не дать полученному цвету измениться в ходе следующих процедур, когда вы заполните поры пастой. Теперь можно приступить к заполнению пор, как показано на рисунке ниже.
Ознакомьтесь с образцами 3 и 4, чтобы иметь представление о двух из множества имеющихся возможностей. Дайте порозаполнителю просохнуть в течение двух-трех дней. После этого слегка отшлифуйте поверхность наждачной бумагой зернистостью 320 единиц, чтобы удалить следы порозаполнителя, но не нарушить грунтовочный слой. Однократное применение порозаполнителя может не дать идеальной гладкости, поэтому можно повторить этот процесс еще раз. Однако в большинстве случаев однократное нанесение порозаполнителя должно сделать имеющиеся углубления достаточно мелкими, чтобы при нанесении верхних слоев покрытия поверхность оказалась окончательно выровненной.